Что такое SRS?

Народная мудрость гласит «Повторение - мать учения». Все мы учились в школе и знаем, что одним из способов что-то запомнить является неоднократное повторение изучаемой информации.

Все также знают, что после того, как информация была получена нами, наша способность вспомнить её снижается со временем. То есть, со временем вы можете вспомнить всё меньшую часть информации. И без повторения, как правило, вся информация забывается практически полностью по прошествии какого-то времени.

Фотография Герман Эббингауз (Hermann Ebbinghaus)

Эту особенность человеческой памяти изучали различные учёные. Самым известным исследованием в этой области является исследование немецкого психолога Германа Эббингауза, который в одной из своих работ ввёл понятие «кривой забывания».

Эта кривая описывает количество информации, которое сохраняется в памяти человека после того, как она им была получена, в зависимости от времени, прошедшего после получения этой информации.

Кривая забывания была выведена в эксперименте по заучиванию последовательности бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающих никаких смысловых ассоциаций.

В ходе опытов Эббингауза было установлено, что после первого безошибочного повторения серии бессмысленных слогов забывание вначале идёт достаточно быстро — в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 10 часов после заучивания в памяти остается около 35% от первоначального объёма.

кривая забывания

Далее процесс забывания идет медленнее, и через шесть дней в памяти остается порядка 20% от общего числа первоначально выученных слогов. Столько же остается в памяти и через месяц.

Очевидно, этот результат нельзя в точности распространить на процессы запоминания любой информации. То, с какой скоростью мы забываем зависит от множества факторов. Тем не менее, данная кривая довольно наглядно демонстрирует свойство нашей с вами памяти – забывать со временем.

Люди озаботились тем, каким образом можно как бы «приподнять» эту кривую так, чтобы снизить процент забывания нужной информации со временем. В 1972 году немецкий комментатор и популяризатор науки Себастьян Лейтнер описал метод интервальных повторений информации, представленной в виде карточек. В основе метода лежит периодическое повторение материалов на карточках. При этом карточки хранятся в наборе коробочек.

При очередном повторении, карточки с успешно освоенной информацией перемещаются в следующую коробочку, для повторения через более длительный интервал времени. А те, информация с которых запомнилась плохо, наоборот, перекладываются в коробочку для повторения через более короткий интервал времени.

Такая процедура обеспечивает многократное повторение изучаемого материала и его запоминание.

карточки для запоминания словКогда я изучал английский язык в институте, я пользовался карточками для запоминания.

У меня не было сложной системы коробочек, поскольку я не был знаком ни с работами Эббингауза, ни Лейтнера. Но, у меня с собой всегда была колода карточек, и в свободное время я повторял английские слова. Карточки мне очень помогали, и английским языком я овладел достаточно хорошо (как я сам считаю).

Возможно, кто-то из вас также пользовался или даже до сих пор пользуется такими карточками.

Хорошая новость – бумажные карточки больше нам не нужны. Их полностью заменили современные компьютерные технологии. Они позволяют нам спасти деревья и быстрее выучить иностранный язык.

Пионером создания компьютерной системы запоминания с помощью интервальных повторений стал поляк Пётр Возняк, автор алгоритма SuperMemo и одноимённой программы, которая увидела свет в 1991 году. Она существует и до сих пор.

В основе метода SuperMemo лежит несколько основных принципов:

  • Принцип активных напоминаний заключается в том, что для лучшего запоминания материала необходимо разделить весь объём информации на маленькие части и для каждой части подобрать вопрос. Представление изучаемой информации в виде пары вопрос-ответ позволяет лучше её запоминать.
  • Принцип минимума информации гласит о том, что запоминаемая информация должна быть представлена в наиболее простой и краткой форме.
  • Принцип интервальных повторений заключается в том, что запоминаемую информацию необходимо припоминать на регулярной основе. Чуть выше мы об этом уже говорили. Благодаря исследованиям, которые провёл Пётр Возняк, были определены оптимальные интервалы, через которые необходимо повторять информацию.
  • Понятное дело, что информация бывает различной сложности. Одно дело запоминать слова родного или родственного языка, когда мозг сам находит опору для привязки новой информации к информации, уже хранящейся в памяти. Другое дело - запоминать слова совершенно незнакомые. Алгоритм SuperMemo учитывает степень сложности информации для запоминания, когда выполняет расчёт длительности интервалов между повторениями.

В настоящее время алгоритм SuperMemo реализован в достаточно большом количестве программных продуктов и сервисов, помимо самой программы SuperMemo.

Данный класс программных продуктов принято называть Spaced Repetition Software, то есть, программное обеспечение для интервального повторения. Ну, вот мы и расшифровали эту загадочную аббревиатуру.

Чуть позже я напишу о программах, в которых реализован принцип интервального повторения.

Ваши комментарии: